Центр комплементарной медицины Татьяны Чернецкой

Русские цари тоже лечились Тибетской медициной

В Россию тибетская медицина проникла вместе с буддизмом из Монголии и получила широкое распространение в Калмыкии и Забайкалье. Специальным медицинским знаниям бурятские ламы с самого раннего возраста обучались в монгольских и тибетских монастырях, а затем медицинские школы появились и при дацанах на территории Бурятии. Там же было налажено печатание книг-ксилографов. Отбор учеников в эти школы велся с 6-7 лет.

Таким образом, тибетская медицина прочно обосновалась на территории России, но это не значит, что она стала широко известна во всей стране и получила статус гражданства. Она получила его на тех территориях России, где господствующей религией был буддизм.
Европейское население России о тибетской медицине понятия не имело. Первое сообщение о ней появилось в российской литературе в 1753 г. от натуралиста И.Г. Гмелина.

Через сто лет, в 1852 г., в Забайкалье вспыхнула эпидемия тифа. Среди населения начался мор. Встревоженный генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский, будучи наслышан о тибетской медицине, пригласил самого известного ее представителя в этом краю эмчи — ламу Сультима Батму для борьбы с эпидемией.
Сультим Батма был прямым потомком Чингиз-Хана в одиннадцатом колене. Сультим Батма с помощниками быстро приостановил эпидемию тифа.

В знак благодарности Муравьев-Амурский о необычном целителе сообщил в столицу. По его рекомендации Сультима пригласили в Петербург и устроили ему испытание в Николаевском военном госпитале, поручив лечить своими средствами самых безнадежных больных, в том числе страдающих бугорчаткой (туберкулезом легких) и раком. Иными словами, Сультиму Батме поручили лечить тех людей, которым ортодоксальная медицина выписала путевку в потусторонний мир. По прошествии определенного времени 80% безнадежно больных Сультим Батма излечил полностью.

За это он по высочайшему повелению получил дворянство, чин с правом носить мундир и пользоваться правами, присвоенными военным врачам. Он — бурят, инородец, человек, не имеющий никакого европейского образования, не знающий русского языка — получил дворянство и чин из рук царя Александра II.

По приезде в Петербург Сультим крестился, принял православие и с ним новое имя — Александр Александрович Бадмаев. В 1860 году он открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарственных трав и занялся частной практикой. По его ходатайству его младший брат Жамсаран был принят в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую окончил с золотой медалью.

После Жамсаран приехал в Петербург, поступил на восточный факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Он успевал учиться в двух заведениях, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета.

По примеру брата он крестился и взял имя Петр в честь Петра Великого, отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник-цесаревич, будущий император Александр III.

По окончании университета Петр Бадмаев работал в Азиатском департаменте МИД Российской империи, ездил в Китай, Монголию, Тибет, встречался с эмчи — ламами и перенимал у них опыт тибетской медицины. Фамилия Батмы и принадлежность к одной из ветвей рода Чингиз-Хана открывала ему все двери.
Старший брат Александр Бадмаев умер в 1873 г. Аптека и пациенты брата перешли к Петру Бадмаеву.

После очередной поездки на Восток Петр Бадмаев в 1893 г. рекомендует царю Александру III, с которым был в дружеских отношениях, присоединить Тибет к России, тем более что тогдашний правитель Тибета далай-лама XIII Тубтен Гьяцо, находящийся между двух огней — Китая и Англии — пытался стать под руку белого царя, присоединив Тибет к России.

Александр III с интересом воспринял предложение Бадмаева, одобрил его и начал принимать меры к осуществлению этого проекта.
Преждевременная смерть Александра III в 1894 г. не дала возможности осуществиться этому проекту. У молодого царя Николая руки просто до Тибета не дошли.

После смерти Александра III П. Бадмаев, уже дослужившийся до генерала, уходит в отставку и полностью посвящает себя тибетской медицине.
Популярность его растет. За помощью к нему обращаются разные слои населения: рабочие, интеллигенция, бароны, князья, заводчики, больные из Швейцарии.

Он был дружен с царем Николаем II и его семьей. Если у больных деятельность Бадмаева вызывала одобрение и восхищение, то у многих коллег — зависть. Были и идейные противники тибетской медицины. «Что это за наука, которая лечит травами, отрицает методы традиционной европейской медицины?!» — вопрошали они.

Но, несмотря на зависть и нападки некоторых медиков, к Бадмаеву стекаются толпы страждущих, он усиленно работает вплоть до октябрьского 1917 г. переворота. Большевики начали преследовать Бадмаева и в 1920 г. свели его в могилу.

Его жена с 1920 по 1937 годы с разрешения местных властей вела прием больных. В 1937 г. тибетская медицина была объявлена лженаукой, а представители ее, в том числе и жена Бадмаева, подверглись арестам. Таким образом, официальная медицина избавилась от опасного конкурента — тибетской медицины.

Так неожиданно закончила свой путь в России тибетская медицина, которая так эффективно начала его в Петербурге в 1860 году и так бурно завоевывала авторитет в глазах у всего честного люда Российской империи и Советского Союза.

После 1937 г. в Советском Союзе о тибетской медицине говорить было не принято и неприлично, а если где-то и вспоминали о ней, то только с отрицательной стороны.

Так, в медицинской энциклопедии объемом в 29 томов о Тибете и тибетской медицине — ни слова. А большая советская энциклопедия, изданная в 60-х годах, о ней сообщает следующее: «Тибетская медицина содержит очень много ненаучного, фантастического и нерационального». После октябрьского переворота 1917 г. по лицензии, подписанной Лениным, начался отстрел священнослужителей. Было отстреляно много не только православных священников, но и буддийских лам: бурят и калмыков, соплеменников Ленина (мать отца Ленина была калмычкой).

В Монголии после установления там советской власти из каждых 7 лам было отстреляно 6.
Советская власть нанесла ощутимый удар по тибетской медицине и в Советском Союзе и в Монголии.
В Китае и его Тибетском автономном районе во время так называемой культурной революции было разрушено много монастырей и расстреляно много лам.

1 комментарий: Русские цари тоже лечились Тибетской медициной

  • Вы забыли упомянуть о трактате Жуд-Ши в переводе Бадмаева, в котором изложена система врачебной науки Тибета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиспам:

Статистика
Яндекс.Метрика
Реклама