Центр комплементарной медицины Татьяны Чернецкой

Трипаносома против рака

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАРАЗИТА
Исследования биологов МГУ открывают новую страницу в давно забытой истории. Эффективным оружием в борьбе с раком может стать возбудитель опасной тропической болезни. Закончив многолетние исследования, это доказали исследователи биологического факультета МГУ. Они продолжили дело российских ученых — Нины Клюевой и Григория Роскина, которых советская идеологическая машина сначала вознесла на гребень успеха, а потом уничтожила («Известия» писали об этой истории 4 декабря 1996 года).Трипаносомка против рака

Что может справиться с опухолевой клеткой, самой природой наделенной даром бессмертия? Внимание ученых привлек один из видов внутриклеточных паразитов — Trypanosoma cruzi. Его способность подавлять раковые клетки еще 1931 году описал советский цитолог Григорий Роскин. Эксперимент объяснял известный факт: в районах Южной Америки, где распространена трипаносома, рак встречается намного реже.

Исследования Роскин продолжил вместе с врачом-микробиологом Ниной Клюевой. Результатом в конце 30-х стал препарат, который называли по первым буквам их фамилий — КР. Клинические испытания на больных обнадеживали: многим удалось продлить жизнь, уменьшить размер опухоли, отдалить рецидивы. К концу 1944 года Роскин и Клюева подготовили монографию «Биотерапия злокачественных опухолей». Секретарь Академии медицинских наук академик Василий Парин захватил рукопись в США, куда поехал с официальным визитом. Там она произвела фурор, но домой он возвратился прямо под статью о шпионаже в пользу США — его осудили на 25 лет.

Клюеву и Роскина казнили по-другому. В газетах появились статьи о продажных ученых. В парторганизациях научных коллективов и высших учебных заведений провели «суды чести» над Клюевой и Роскиным (между прочим, беспартийными). Константин Симонов написал пьесу «Чужая тень», Александр Штейн — еще одну: «Закон чести», режиссер Абрам Роом поставил по ней фильм «Суд чести»— историю о том, как советская ученая продает секрет спасительного лекарства за флакон французских духов. Фильм получил Госпремию за 1949 год. Никому уже не было дела, что Клюевой и Роскину нечего и незачем было «продавать» — их работы были опубликованы в научных изданиях, доступных любой библиотеке мира. Тем не менее Сталин велел открыть специальную секретную лабораторию и в течение двух-трех лет создать стандартизованное лекарство. Но научный поиск не подхлестнешь и самой стальной волей. Препарат был, работал, но тайны — его химической формулы — открыть так и не удалось. В 1951 году лабораторию закрыли.

В 1955 году ученых пригласили в ЦК партии, объявили все обвинения снятыми, извинились и попросили продолжить работу, в Москве открыли специальный цех. Повторные клинические испытания в начале 60-х оказались успешными. Почти у всех 800 больных в III-IV стадиях рака отмечали улучшение общего состояния, ремиссию от нескольких месяцев до нескольких лет. Круцин снимал мучительные боли, не давал, в отличие от известных лекарств, побочных эффектов.

В 1961 году Минздрав рекомендовал препарат к клиническому применению и разрешил продавать в аптеках. Но против круцина выступили известные онкологи, в частности, Николай Блохин. Вскоре, не выдержав очередного инфаркта, умер Роскин. Клюева пережила его на семь лет, но те, кто ее помнит, говорят, что это был уже другой человек. В 1968 году круцин приказом Минздрава был исключен из номенклатуры лекарственных средств, в 1972 году закрыли производство. Казалось, препарат был забыт навсегда.

Однако в конце 80-х ученики Клюевой и Роскина при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований продолжили его изучение. К этому совершенно неожиданно подтолкнула публикация в журнале «Science». Исследователям, участвующим в международном проекте «Геном человека», удалось выявить ген, ответственный за выработку белка, который предупреждает возникновение раковых клеток. Если бы удалось найти в природе его аналог, это перевернуло бы всю онкологию. Компьютеры «перелистали» все известные белки. Единственным похожим оказался белок трипаносомы. Но ссылок на приоритет советских ученых в статье не было.

В течение нескольких лет ученые биофака МГУ во главе с доктором биологических наук Валерией Калинниковой занимались трипаносомой и подтвердили все результаты Клюевой—Роскина. Какое же действующее начало содержат трипаносомы? Исследователи полагают, что это не одно вещество, а несколько. Одни молекулы трипаносомы «узнают» раковые клетки и убивают их. Другие могут влиять на иммунную систему человека, мобилизуя ее на борьбу с раком. Пока это только гипотеза, но, по мнению ученых, поиск химической основы круцина необходимо продолжить.

КСТАТИ
Трипаносомы — одноклеточные животные. Они вызывают несколько болезней, наиболее известная — болезнь Чагаса, или сонная, которой человека заражают мухи цеце. Кровь разносит паразитов по телу, они проникают внутрь клеток и там размножаются, а клетки гибнут. Но если после заражения мышам привить рак, большая часть трипаносом устремляется к опухолевым клеткам. В экспериментах биологов МГУ опухоли у зараженных мышей замедляли рост или уменьшались в размерах, порой в 20 раз. В среднем опухоли, привитые через 30 суток после заражения трипаносомами, полностью исчезали у половины мышей, а привитые через 35-70 суток — почти у 60%.

Татьяна БАТЕНЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Индекс качества сайта:
Посетителей на сайте:
Яндекс.Метрика

Мы в соц. сетях: